Александр Дулин: о саундтреках, которые любят все, и гениальности Ханса Циммера

1 сентября гостем шоу Week&Star стал художественный руководитель Imperial Orchestra, пианист и продюсер Александр Дулин! Читай интервью ниже или подписывайся на подкаст, мы есть в Apple Podcasts, Castbox, «Яндекс.Музыке».

Александр Генерозов: Сегодня на Европе Плюс мы будем говорить о музыке, о кино, об оркестрах и концертных шоу. А почему я эти разные сущности объединил в одно целое? Да потому что наш гость — профессиональный музыкант и пианист, художественный руководитель Imperial Orchestra. Рад представить всем — Александр Дулин! Саша, добрый вечер, и всем привет!

Александр Дулин: Всем привет! Всем добрый вечер!

Александр Генерозов: Ну, и начну я с такой темы. Сегодня у нас первый день осени, 1 сентября, День знаний! С чем всех и поздравляю. И вас также! И вот думаю: «Учат в школе» в переложении Imperial Orchestra на что была бы похожа? На весёлую панкуху в стиле «Короля и Шута»? Или с такими характерными циммеровскими завываниями органа?

Александр Дулин: Ну, вообще инструментальная музыка очень богата, это очень широкий репертуар. И у нас для детей даже есть такие программы по мультикам Disney. Там музыка прекрасных авторов, такие произведения, как «Аладдин» и так далее. Мне кажется, с этого надо начинать знакомить детей. Мы так и делаем, и поэтому детишки приходят к нам на концерты и потом уже, подрастая, видят, что такое симфонический оркестр, насколько это интересно и богато.

Александр Генерозов: И несмотря на весь этот рок-антураж с «Королём и Шутом», вы всё равно считаетесь симфоническим оркестром?

Александр Дулин: У нас только одна программа «Король и Шут» такая, костюмированная. Остальные программы всё-таки играем в более классическом формате, это чёрный дресс-код. И мы, конечно, там играем на рок-инструментах, но база тут всё равно академический симфонический оркестр. Он большой, современный, насыщенный. Это и скрипки, и арфы, и ударные, но и, конечно же, бас-гитара.

Александр Генерозов: А что у вас есть максимально близкое к теме образования? Скорее всего, «Гарри Поттер»? Так и есть?

Александр Дулин: «Гарри Поттер» — это, наверное, любимый трек не только детей, но и взрослых! Сразу идут такие мурашки по телу, эмоции, когда ведущие только объявляют этот трек. И мы его тоже всегда ждём. Но на самом деле это одна из сложнейших партитур для скрипачей. Уильямс написал такие пассажи, которые изображают непосредственно это волшебство, что все музыканты очень сильно готовятся к этому.

Александр Генерозов: Вы говорите не про тот самый момент или фрагмент, который везде называют Friendship, а вообще про всю партитуру?

Александр Дулин: Да-да! Вот даже из самого первого фильма уже достаточно насыщенная и сложная партитура. И вообще, надо признать, что к саундтрекам зачастую академические музыканты скептически относятся. Наверное, думают: «Ну, что там, то ли дело играть Шостаковича и Чайковского». А потом ты приходишь и просто умираешь от количества нот и от того, как это сложно! И особенно сложно сыграть это именно большим оркестром — у нас там, например, 120 артистов, и это достаточно большой аппарат, который должен быть выстроенным, с единым звучанием.

Александр Генерозов: И возвращаясь ко Дню знаний. Для вас лично эта дата закончилась с последним курсом консерватории, могу предположить?

Александр Дулин: Нет, я много преподавал в музыкальной школе, между прочим, как пианист. Мой творческий путь начинался именно так, а потом мы уже приняли для себя решение создать оркестр и выйти на такой уровень.

Александр Генерозов: Сыграли «Оппенгеймера» раньше создателей фильма — Imperial Orchestra в лице своего худрука Александра Дулина у нас на Европе Плюс! Слушайте, это же такое творческое нахальство, да? Или оно просто такое яркое для прессы, а там на самом деле была другая история?

Александр Дулин: Абсолютно такая, мы действительно первый оркестр, который это сделал! Более того, когда только вышел саундтрек, он же был всё-таки в такой киношной версии, в синтетической, и живьём он действительно никогда не исполнялся. И мы сразу начали писать в жанре medley. А это такая форма, при которой позволяется сыграть разные темы одного произведения, то есть своего рода концентрат. И ты сразу получаешь все эмоции от фильма, узнаёшь все эти звуки, которые присутствовали в киноленте. Я сам занимался аранжировкой именно «Оппенгеймера», собирал эти кусочки тем, это была потрясающая музыка. Мы сели играть и тоже столкнулись с очень сложной партией, потому что Йоранссон написал для струнных очень непросто всё. Все эти частицы, вся история, которая есть в фильме. Мы первые сыграли и не ожидали, что только через полгода будет официальная премьера в Америке. Не помню, какой зал, но это был реально торжественный выход симфонического оркестра. И мы опередили на полгода, так же мы делали и с Циммером. Мы выступали в Дубае на арене, это был отличный концерт на 5000 зрителей! Через две недели приезжал сам господин Циммер, и мы исполнили его «Кунг-фу Панду» немножко раньше. Вот так мы шалим!

Александр Генерозов: Да, а кто может запретить-то? Кто первый встал, того и тапки! (смеются) Музыку к «Оппенгеймеру» написал Людвиг Йоранссон — один из избранных нолановских композиторов. Он же и к «Доводу» писал, кажется? Но «Оппенгеймер» — его личная большая удача. Вы тоже так это воспринимаете?

Александр Дулин: Безусловно! Но прежде всего отмечу, что он же ещё очень яркую мелодию к сериалу «Мандалорец» написал. Она тоже очень современная и такая будоражащая, скажем так, вот этим космическим ощущением и ощущением отшельничества. А в случае с «Оппенгеймером» там ведь ещё и сама лента потрясающая, и музыка очень глубокая, на самом деле. Там есть очень хорошие лирические темы, любовная линия, есть вот это предчувствие бомбы: когда мы играем, у нас идёт отсчёт на часах в качестве видеоряда, а потом генеральная пауза, и после звенящей тишины оркестр просто-таки взрывается звуком. Это такая мощь, это очень страшно, но и очень интересно! Классная музыка, сложная!

Александр Генерозов: А вот эти немножко подвывающие, тянущиеся и понижающиеся скрипки — это что за часть саундтрека?

Александр Дулин: Ну, это не часть, а некое такое вспомогательное глиссандо у скрипок, и вот этим в том числе сложна партитура: там очень много классических инструментов, но также полно и синтетических. У нас есть музыкальная студия, в которой мы подбираем все эти звуки, ищем их. И в этом огромный плюс нашего оркестра: вы приходите на то самое современное звучание, где очень много синтетической музыки. И это всё надо объединить и сыграть живьём!

Александр Генерозов: Ага, а перед этим ночью: «Да я не могу это переложить, это невозможно!». Так?

Александр Дулин: Ну, конечно, конечно! На самом деле, каждый такой трек мы пишем с композиторами около месяца. Это действительно очень большая работа!

Александр Генерозов: Для вас, для Imperial Orchestra, саундтреки вообще важнейшая тема. Но с точки зрения построения музыкального произведения это ведь чуть особая история? Если кто-то попробует не в формате medley послушать, например. Есть темы персонажей, есть темы действий, но привычного увертюры-развития-кульминации-финала-коды нет?

Александр Дулин: Просто нет формы, к которой все привыкли именно в концертном исполнении.

Александр Генерозов: А это разве не выпускается сразу вместе с саундтреком?

Александр Дулин: Нет-нет, изначально саундтрек — это где-то три часа различных кусочков по минуте-полторы.

Александр Генерозов: Я как-то пробовал сам слушать саундтрек — ну очень быстро вырубаешься.

Александр Дулин: Это невозможно, конечно. (смеётся) Есть какие-то темы, которые действительно интересны и сразу понятны и узнаваемы, а есть темы абсолютно проходящие, потому что на экране должна быть своя атмосфера. И задача нашей команды как раз и заключается в том, чтобы отслушать всё, понять, что здесь главное, а потом из этого сделать форму. Поэтому жанр medley как раз для этого очень подходит. Некоторые говорят, что это попурри. Но попурри — это просто перечисление, зачастую бессмысленное. А тут, на самом деле, сложная симфоническая работа идёт, композиторская. По факту это симфоническая сюита, которая собирается из этих разных тем.

Александр Генерозов: С чего тогда началась сама история киномузыки? Тапёры в немых фильмах? Или музыка из театральных постановок?

Александр Дулин: На мой взгляд, это всё-таки ближе к симфониям и к опере, потому что это музыкальные спектакли. Тапёрство — чисто оформительская история. Да, были, конечно, темы, но, так или иначе, не было той логики, которая есть сейчас. Вот опять же яркий пример — самый последний фильм «Дюна». Там же потрясающая музыка! И без этой музыки у тебя будут совершенно другие эмоции от фильма, поэтому сейчас абсолютно иначе выстроены процессы. Да, придумывается музыкальная тема, но при этом ещё всегда важно передать и усилить эмоцию от того, что происходит на экране, и того, о чём думает герой.

Александр Генерозов: Насколько часто музыка из кино переживает сам фильм? Ну вот при всём уважении к «Завтраку у Тиффани» его не все смотрят, а Moon River — ну кто не слышал?

Александр Дулин: Здесь, видите ли, есть момент, когда возникают песни к фильму, — это немножко другое. Это хиты, то есть это более понятный жанр. И конечно, когда есть песня, она привязывается к фильму, тем более если она впервые исполнена в этом кино, и она становится хитом на века! А музыка симфоническая, инструментальная — это другая история, хотя музыку из «Гарри Поттера» знают, мне кажется, все, угадают, как говорится, с трёх нот. Поэтому да, инструментально она более сложная, но тоже очень понятная, с другой стороны.

Александр Генерозов: Не могу не спросить про такое яркое имперское название.

Александр Дулин: Привет Петербургу, на самом деле, я думаю так! (смеётся)! Мы, когда придумывали название, понимали, что должны как-то выделиться. И у нас на столе лежал имперский марш из «Звёздных войн», ну и мы подумали, что если сидим в Петербурге, то окей, Imperial Orchestra вполне хорошее название для бренда, потому что нужно было яркое имя. Мы люди скромные, но тем не менее с амбициями!

Александр Генерозов: Да, как корабль назовёшь, так он и полетит. В случае «Звёздных войн» такой будет образ.

Александр Дулин: Да, кстати, вот именно со «Звёздных войн» и началась история нашего оркестра, а поскольку у нас всё-таки шоу, то это ещё и свет, и визуальный ряд. Поэтому ты очень легко проникаешь во всю эту историю, и имперский марш нам очень нравится играть!

Александр Генерозов: Вы фактически и собрали оркестр, получается?

Александр Дулин: Да, я и являюсь одним из создателей, мы с моим старшим братом организовали эту компанию. До этого было маленькое концертное агентство, мы делали небольшие концерты в Петербурге и постепенно поняли, что хотим сделать что-то более мощное, грандиозное и большое. Так мы придумали этот оркестр, начали писать аранжировки, придумывать шоу. Художественный руководитель — это та часть, когда ты делаешь и маркетинг, и постановку шоу. Ты и продюсер, и режиссёр, а я ещё к тому же и пианист, который солирует, то есть один из нескольких музыкантов. Это большая работа. За четыре года мы сделали пять шоу и стали, наверное, одним из самых больших оркестров в нашей стране!

Александр Генерозов: Вопросы — кратко, ответы — в любом формате! В оркестре есть композиторы как штатная должность?

Александр Дулин: Конечно, у нас есть пять композиторов-аранжировщиков, то есть это целый отдел, который работает, по-моему, с утра до ночи. (смеётся)

Александр Генерозов: Шоу допускает элементы экспромта? Или на бис сыграть?

Александр Дулин: Есть структура шоу, но при этом мы всегда хотим быть первыми во всём. И вот как только выходит какой-нибудь фильм или сериал, мы сразу садимся делать саундтрек к нему. Пишется буквально за три ночи, всё собирается. Я считаю, что это тоже своего рода экспромт!

Александр Генерозов: Кто из классических композиторов докинематографической эры мог бы стать неплохим кинокомпозитором? Навскидку!

Александр Дулин: Ну, Вагнер, безусловно! Мне кажется, «Властелина колец» он бы с удовольствием написал. (смеётся) Ну, а если говорить про русскую музыку, то это, наверное, Рахманинов, я бы сказал. Потому что у него очень богатая палитра, которая тоже для саундтрека была бы прекрасна! Просто представьте Рахманинова, который написал музыку для «Интерстеллара»! Но и Бах, мне кажется, тоже смог бы!

Александр Генерозов: Точно! Российский и советский кинематограф подарил немало гениев. От развесёлого Зацепина и викторианского в своём холмсовском воплощении Дашкевича до сумрачных гениев Шнитке и Каравайчука. Вы кого-то из них используете в своих программах?

Александр Дулин: Дашкевич — да. У нас есть трек «Шерлок Холмс», где как раз три автора: Дашкевич, Циммер, а третий — Арнольд.

Александр Генерозов: Как так?

Александр Дулин: Да, мы решили объединить в одном треке наше советское наследие, с этого начинается трек. Это такая дань уважения. Вы бы видели глаза зрителей, когда это звучит! Потом идёт Циммер с этой «цыганской» частью, ну и уже потом тот самый сериал, который тоже очень интересен с музыкальной точки зрения, с Камбербэтчем.

Александр Генерозов: Самый несимфонический инструмент в Imperial Orchestra?

Александр Дулин: Да вообще все инструменты очень нужны: и симфонические, и остальные. Особенно в саундтреках. Когда ты открываешь оригинальную партитуру, как, например, в «Аватаре», там есть инструмент, который специально придумали для этого трека. Был придуман ударный инструмент из трёхметровой тыквы, чтобы записать этот звук. Вот мы сидим, голову ломаем, как нам найти такую тыкву или придумать что-то своё, оригинальное.

Александр Генерозов: Дисс от надменных музыкантов во фраках бывал?

Александр Дулин: Нет, такого не было, все вроде как рады были. А вот респект — да!

Александр Генерозов: Ну и «Король и Шут». Легендарная группа! И в какой-то панк-симфонической сказке. Так и до хоральных вариаций на тему «Третье сентября, костры рябин...» недалеко!

Александр Дулин: На самом деле, это был, конечно же, вызов для нас. Потому что есть «Король и Шут» — это целая вселенная, своя органика. А есть симфоническая музыка, и их надо было объединить. Была поставлена задача от наших партнёров, которые сделали одноимённый сериал. Появился спрос на эту музыку, и в итоге мы сделали это шоу. Оно должно было быть театрализованное: у нас все музыканты в образах из этих песен, там всякие вурдалаки, вампиры и так далее. Есть ещё хор, который поёт это всё, это большая постановка. Но самое классное в том, что мы начали постепенно полностью перерабатывать музыку. То есть это не просто такой инструментальной кавер. Мы фактически начали заново писать, потому что очень интересная сама музыкальная часть у Горшенёва и Князева. Там потрясающая лирика, там есть всё для того, чтобы сделать симфоническое произведение!

Александр Генерозов: А вроде бы про панк принято говорить, что это антимузыка, что это делалось для того, чтобы разрушить традиционную музыку.

Александр Дулин: Мы были сами в шоке, потому что вроде бы панк-культура — это очень простая и понятная ритмика, четыре аккорда и просто надо бить во все инструменты. Но на самом деле мы нашли столько всего интересного, что в одном месте поставили балетный номер!

Александр Генерозов: А бывшие участники «Короля и Шута» реагировали как-то на это?

Александр Дулин: Для начала скажу, что они были на премьере, и мы, конечно, с ними консультировались, это не был такой отстранённый проект. И все остались очень довольны!

Александр Генерозов: Вернёмся к саундтрекам и композиторам. История про нотную неграмотность Циммера. Он, несмотря ни на что, всё-таки гений?

Александр Дулин: Безусловно! Я думаю, что он уже знает нотную грамоту! (смеётся)

Александр Генерозов: Так задолбали за все эти годы?

Александр Дулин: Да, думаю, он уже выучил просто назло всем!

Александр Генерозов: А как же тогда он мог написать такие сложные партитуры, не зная нот? Он просто наигрывал, а кто-то за ним записывал?

Александр Дулин: Я думаю, что у него, конечно же, есть команда, которая ему помогает, ассистирует. Но на самом деле, когда пишется саундтрек, там действительно многие вещи просто как в лаборатории ищутся. И Циммер — он же чем хорош? Он ищет новые подходы и решения. В «Дюне», например, он записывал виолончель через струны рояля, который находился на тридцатиметровом расстоянии, что-то такое экспериментальное всё время. Это одна сторона. Но самое главное, как мне кажется, — он очень классный мелодист! Тот же «Король Лев» — это практически реквием! Как у Верди и Моцарта! Или «Интерстеллар», в котором всего каких-то три ноты. Казалось бы, ну что можно из них придумать? Но эта музыка цепляет! Она классная, она отправляет в космос!

Александр Генерозов: А вы ведь не только в России играли Циммера?

Александр Дулин: О да, у нас был прекрасный концерт в Дубае: 5000 зрителей в центре этого замечательного города. И это был большой вызов для нас, потому что мы не знали, как отреагирует другая публика, не привычная нам, русская, а совершенно другая, которая, может быть, даже Циммера и видела, и слышала непосредственно на его концертах. Но все очень классно приняли нас, и самое крутое, что они приняли и нашу русскую музыку! Это очень важно! У нас есть всё-таки миссия не только Циммера играть, но и наших ребят тоже. (смеётся)

Александр Генерозов: Эх, в Дубае, я думаю, и без Циммера прекрасно, но с ним, конечно, вообще великолепно! Хотя я думаю, что у вас и в России гастрольный график плотнее плотного?

Александр Дулин: Да, конечно, у нас впереди целых три тура по России, много городов, мы активно расширяем нашу географию: сейчас и Новосибирск, и Барнаул будут, Самара, Екатеринбург. Разумеется, и Москва, и Санкт-Петербург. Также нас очень любят в Минске и Ереване. Это прямо одни из самых лучших сцен, где мы выступаем с удовольствием.

Александр Генерозов: Ну, я бы удивился, если бы вы как популяризаторы дудука не были бы популярны в Ереване!

Александр Дулин: Да, Ереван — это «ванлав»! Там ещё и вкусно, и весь оркестр приезжает туда покушать и сыграть, а не наоборот — сыграть и покушать! (смеётся)

Александр Генерозов: А на дудуке у вас играет именно армянский музыкант?

Александр Дулин: Конечно, это Виталий Погосян — душа нашего оркестра просто, замечательный дудукист. «Мастер дудука» мы его называем!

Александр Генерозов: А ведь этот инструмент очень круто вырвался из такой сугубо этнической сферы. Голливуд его подхватил только так!

Александр Дулин: Да! Дживан Гаспарян очень часто играл там, ну вот, пожалуйста даже, «Гладиатор» — это просто часовая импровизация Гаспаряна, которую использовал Циммер. Дудук очень живой! И поэтому он очень хорошо подходит под исторические ленты. Хотя неплохо и под космические истории всякие. В общем, космос и история.

Александр Генерозов: Ну и давайте пробежимся по вашим концертным планам. Где самое ближайшее?

Александр Дулин: Да, конечно, всех ждём 6 сентября в Москве в «ЦСКА АРЕНЕ», у нас будет шоу «Medley 2». Как раз с кодовым названием «Оппенгеймер» — очень много интересной музыки! А вообще у нас запланировано много активностей, много туров на ближайшие полгода, поэтому всегда следите за нашей афишей. А всем поклонникам, которые очень ждут от нас премьеры, я сообщаю, что 25 января мы сделаем премьеру «Medley 3»! Так что приходите обязательно, это будет прорыв, величайшие шоумены и всё остальное. Там будут классные треки! Даже «Армагеддон» — заполним всю эмоциональную палитру!

Александр Генерозов: А вот, кстати, про концерты. При слове «симфонический оркестр» я представляю такие бархатные шторы, которые раздвигаются, оркестровую яму, если это балет или опера. А у вас вдруг внезапно сцена 360 градусов. Как так?

Александр Дулин: Ну, просто у нас всё-таки шоу, это огромные арены, это симфоническое шоу, где и музыка, и свет, и видеоряд, и всё остальное. И у нас есть классное решение, когда оркестр находится в центре арены, что позволяет каждому зрителю наблюдать за нами, видеть, как каждый музыкант играет. Потом, это классное решение с точки зрения звука. Я вот вижу, что только топовые звёзды рока, ну, например, Metallica, так выступают, на 360. Ну, и мы, такие скромные ребята, тоже! (смеётся) Сидим в центре арены — это очень интересно! Это вынуждает каждого музыканта работать и отдаваться работе просто на 1000%! Ведь на тебя смотрят даже со спины.

Александр Генерозов: А если не секрет, от самих композиторов какой-то фидбэк получали?

Александр Дулин: Лайк от Циммера был у нас в одной из соцсетей!

Александр Генерозов: Ого, это дорогого стоит!

Александр Дулин: На самом деле, был у нас отличный ролик, который залетел на 50 000 000 просмотров в разных соцсетях. Мы придумали, что у нас дирижёр во время «Интерстеллара» поворачивается к залу и включает фонарик. А зал ему отвечает тем же самым, и всё это превращается в абсолютно космическое небо. Представьте себе: десятитысячный зал, а то и больше — у нас однажды 15 000 было на концерте — и вот это всё в огнях! Это было безумно красиво, и мы начали повторять это в Лондоне и везде, где были. А моё видео, где я играю непосредственно эту тему, господин Циммер и лайкнул, за что ему спасибо!

Александр Генерозов: Александр, спасибо огромное за то, что нашли время для нас. Было очень приятно пообщаться! Александр Дулин — пианист и художественный руководитель Imperial Orchestra — был сегодня у нас в гостях на Европе Плюс. Новый выпуск Week & Star в следующее воскресенье в 17:00. Вот именно до этого момента я, Александр Генерозов, с вами и прощаюсь! Пока!

Александр Дулин: До свидания! Спасибо!

Загружается ...